4 гражданских аэропорта Москвы времен СССР, которых больше нет

Исторически сложилось так, что Москва является крупнейшим транспортным узлом России, в т.ч. и авиационным, и является третьим по загруженности хабом в Европе. В большинстве случаев сообщение между региональными городами осуществляется также через столицу несмотря на нерациональность такого маршрута в ряде случаев, так как направления в/из Москвы имеют гораздо лучшую инфраструктуру и более регулярное расписание вылетов. Сейчас в московском регионе насчитывается 12 действующих аэродромов — это и международные гавани, через которые проходят миллионы пассажиров в год, а также военные, спортивные и даже корпоративные аэропорты.

В состав Московского авиационного узла (МАУ), осуществляющего основную долю пассажирских перевозок в регионе, входят шесть аэропортов — основные Домодедово, Шереметьево, Внуково и Жуковский и два резервных — бизнес-аэропорт Остафьево, который делят военные и Газпром, а также военный аэродром Чкаловский, который также обслуживает гражданские грузовые самолеты.

Однако некоторые воздушные гавани, которые стояли у истоков советской авиации, со временем оказались в черте разросшегося города с плотной застройкой и были ликвидированы. Сегодня мы вместе с вами вспоминаем 4 некогда значимых аэродромов и аэропортов советской Москвы, которые ныне навсегда стерты с лица столицы.

1.Центральный аэродром на Ходынке (1910-2003)

Первая воздушная гавань с грунтовой взлетной полосой появилась в столице в 1910 году на Ходынском поле. Несколькими годами позднее на Ходынке создали опытный аэродром Главвоздухфлота, а по соседству разместились авиаконструкторские бюро и заводы. В советское время аэропорт носил имя сначала Троцкого, а затем Фрунзе.

Летное поле получило статус Центрального аэродрома в 1922 году с началом первого международного рейса с пассажирами по маршруту Москва-Кенигсберг-Берлин. В 1923 году появился первый внутренний маршрут до Нижнего Новгорода. В 1931 году на аэродроме построили первое здание терминала, которое тогда считалось одним из самых крупных на всей планете, а 1936 году открыли бетонную ВПП. Здание в несколько перестроенном виде сохранилось и по сей день по адресу Ленинградский просп., 41.

Спустя два года вблизи аэропорта появилась станция метро Аэропорт Замоскворецкой линии, которая до сих пор носит такое название.

После войны с разрастанием столицы и увеличением объемов авиаперевозок все гражданские полеты с Ходынки к 1948 году перенесли в новые аэропорты Быково и Внуково. Аэродром стали использовать лишь для испытания расположенными рядом авиазаводами новых гражданских и военных самолетов КБ Ильюшина как бомбардировщик Ил-28, транспортник Ил-76 и пассажирские Ил-18, Ил-86 и Ил-96.

В 1965 году вблизи бывшего аэропорта, правда дальше от метро, что было не так удобно для пассажиров, построили Московский аэровокзал, где регистрировали пассажиров, принимали багаж и на автобусах доставляли их в московские аэропорты прямо к трапу самолета. Он проработал до 2005 года. С 1960 по 1971 год в дополнение к автобусам на аэродроме функционировала Центральная вертолетная станция, откуда летали вертолеты к аэропортам.

В 90-х на аэродроме устраивали чемпионаты по автомобильно-кольцевым гонкам. В 2003 году аэропорт окончательно закрыли и отдали под застройку нового жилого микрорайона, стадиона ЦСКА и ТРЦ Авиапарк. На месте летного поля создали небольшой парк и открыли метро ЦСКА. На месте аэровокзала строится элитный жилой комплекс.

2.Аэропорт Быково (1933-2010)

С ростом числа авиарейсов в 1933 году к востоку от столицы около города Жуковского был построен второй гражданский аэропорт с грунтовой полосой и стоянкой для самолетов. В 1936 году в связи с реконструкцией Центрального аэродрома в Быково перевели основную часть пассажирских рейсов.

В 1960 году была построена асфальтобетонная ВПП (в 1979 году удлинена), в 1975 реконструировано здание терминала. В 1970-80е годы авиагавань Московского авиаузла специализировалась на региональных полетах по европейской части РСФСР (например, в Брянск, Кострому, Краснодар и т.п.) на региональных самолетах Ан-24, Як-40 и Як-42.

В 90-х число авиаперевозок в России, особенно на коротких маршрутах, сильно упало. Рейсы из Быково стали переводить в другие аэропорты, пока в 2010 году аэропорт не был окончательно закрыт. Последние годы выполнялся лишь рейс в Нижний Новгород.

Годом позже старое здание терминала было снесено. На территории бывшего аэропорта устроены помещения для складов, а рулежки для лайнеров теперь используются как парковку для таможенных автомобилей, а на период авиасалона МАКС в Жуковском — как перехватывающую парковку.

3.Тушинский аэродром (1935-2014)

Аэродром в одноименном московском районе у Волоколамского шоссе для Центрального аэроклуба СССР открылся в 1935 году, и в советское время был местом воздушных парадов советской авиации в День воздушного флота, посещаемых высшим партийным руководством страны. В 1950-60х годах он был одним из звеньев противовоздушной обороны Москвы. В 1970-80-е на аэродроме базировался аэроклуб имени Чкалова (РОСТО), где обучали молодежь пилотированию легких самолетов и прыжкам с парашютом.на аэродроме базировалась, а также военные вертолетчики. На грунтовое летное поле 3 класса могли садиться самолеты Ан-24, Ан-26 и Ан-30.

В 1990-е — 2000-е годы аэродром использовался в основном как большая открытая площадка для проведения концертных опен-эйров как Монстры рока и Крылья, шоу каскадеров, а также выставок ретро-автомобилей и как гоночный автодром. Имелись планы сделать аэропорт для деловой авиации и авиатакси, но им не суждено было осуществиться.

В начале 2000-х годов началась высотная жилая застройка в районах Щукино, Хорошево-Мневники и Тушино, что сделало невозможным безопасные полеты с Тушинского аэродрома. Полеты прекратились в 2004 году, сейчас на бывшем аэродроме возведен стадион футбольного клуба Спартак и открыта одноименная станция метро Таганско-Краснопресненской линии, которая была законсервирована еще в 1975 году. Рядом со стадионом активно возводятся кварталы жилых новостроек и офис госкорпорации Ростех.

4.Люберецкий аэродром (1932-конец 1990х)

Аэродромное поле шириной около 1,5 км, построенное в 1932 году, простиралось почти от современного МКАДа между Рязанским и Новорязанским шоссе. Во время ВОВ летчики авиакорпуса аэродрома вели патрулирование и перехват самолетов противника.

После войны в стране резко возросли пассажирские авиаперевозки. После прекращения рейсов с Центрального аэродрома на Ходынке и до того, как увеличили пропускную способность столичных аэропортов, с Люберецкого аэродрома с 1948 по насало 1950-х годов выполнялись регулярные почтово- и грузопассажирские рейсы в восточные регионы СССР. Аэродром часто использовали спортсмены-парашютисты для тренировок перед парадами в Тушино.

С 1957 по 1975 год на аэродроме базировалось НИИ эксплуатации и ремонта авиатехники (НИИ ЭРАТ), которое занималось расследованием авиапроисшествий.

В 1960-е годы на аэродроме разместились летно-испытательный комплексы Московского вертолетного завода имени Миля и Ухтомского вертолетного завода имени Камова, где около четверти века шли испытания вертолетов, произведенных заводами.

К 1980-м годам активно возводимые жилые кварталы Москвы и Люберец соединились у границы этих городов. Жилая застройка вплотную подошла к летному полю, что сделало аэродром окончательно неподходящим для полетов. Сейчас почти вся территория бывшего аэродрома и военного гарнизона застроена многоэтажками московского района Жулебино и микрорайона Городок Б Люберец. В ближайшее время планируется ликвидация вертолетной площадки ОКБ Камова — единственного, что осталось от былого аэродрома.